Philatelia.Ru
RussianEnglish
Великая французская революция
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Французская революция / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Давид (David) Жак Луи
(1748—1825)

Давид (David) Жак Луи (1748—1825)

Французский живописец. В 1780—1790-е стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма — направления во французском искусстве, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII в. культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории характерны для произведений Давида 1780-х.

Судьба поставила Давида лицом к лицу с революционным движением. Он принимал деятельное участие в революции 1789, в 1792 году был избран членом Национального Конвента, членом Комиссии искусств и Комитета просвещения, в 1794 — председателем Конвента. Заседая в Конвенте, Давид сочувствовал со всей страстью француза движениям своей партии, голосовал за казнь Людовикa XVI.

Множество врагов нажил Давид своей бурной деятельностью при якобинской диктатуре, но даже открытые недоброжелатели не могли не признать, что художнику-депутату удалось за короткое время преобразить художественную жизнь Франции, расчистив дорогу принципиально новому искусству будущего XIX века.
Первый удар Давид обрушил на Королевскую академию, которая преграждала дорогу всему новому, пригрев под своим крылом бездарных ничтожеств. «Академики» не только крепко держались за свои права и привилегии, они закрыли доступ на выставки Салона любому, кто не входил в их клан. Давид внес в Учредительное собрание предложение сделать Салон 1791 года свободным для всех желающих, а через год решением Конвента — снова с подачи Давида — Королевская академия прекратила существование. Вместо нее возникли первые общественные художественные организации, детища Давида — Коммуна искусств, Народное и республиканское художественное общество, Революционный художественный клуб. Через них распределялись заказы революционного правительства, присуждались премии, организовывались празднества и торжественные церемонии, в оформлении которых участвовало множество архитекторов, живописцев, скульпторов, граверов, мастеров декоративного искусства. Это помогло поддержать художников, лишившихся традиционных заказов королевского двора, аристократии, меценатов и коллекционеров.
Одно из крупных начинаний Давида - многофигурная композиция «Клятва в зале для игры в мяч». Она посвящена собранию депутатов 20 июня 1789, выдвинувшему требование новой конституции, и вместе с тем словно воплощает символ единства нации, устремлённой к свободе, равенству, братству. Эту картину поручил написать Давиду Якобинский клуб. Героический реализм Давида достигает высшего выражения в картине «Смерть Марата» (1793). Это самая известная картина Давида того времени, в которой он полностью поставил своё искусство на службу революции.

По предложению Давида Лувр был превращен в национальный музей, по его рекомендации стали закупать работы Рембрандта и Рубенса. Благодаря Давиду в годы террора, когда срубленные головы противников и вчерашних единомышленников ежедневно собирали в десятки огромных корзин, словно кочаны капусты, не погиб ни один художник...

Охотников отправить на эшафот самого Давида, хотя бы из числа обиженных им академиков, было немало. Известно, что в день переворота 9 термидора он шел на заседание Конвента, ставшее последним для его близкого друга Максимилиана Робеспьера, но, к счастью, по дороге художника остановил осведомленный доброжелатель.
Арестованный после падения якобинской диктатуры в 1794 году Давид в заключении пишет автопортрет — страстную исповедь человека, пережившего полный крах и ожидающего смерти. Напряженный, оцепеневший силуэт, невидящий взгляд отчаянных глаз, резкая, нервная живопись...
За Давида вступаются ученики, друзья, члены Конвента, ни одно серьезное обвинение против него не выдерживает проверки, но и на свободе его еще несколько лет преследуют сплетни и слухи…

После изгнания Наполеона и реставрации власти Бурбонов Давид был вынужден в 1816 уехать в Брюссель. Там он писал преимущественно портреты бывших членов Конвента и актёров, которые, как и он, должны были покинуть Францию.

Марки, посвященные Жаку Луи Давиду, размещены здесь.


Гайана, 1993, Коронация Наполеона и Жозефины

Гвинея, 2011, Смерть Марата

Гвинея, 2011, Жак-Луи Давид

Гвинея, 2011, Президенты, Бастилия, Людовик XVI

Мальдивские острова, 1990, Портрет мадам Пасторе

Мальдивские острова, 1990, Портрет мадам Трюден

Мальдивские острова, 1990, Автопортрет Давида

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня