Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Вэнс (Vance) Джон Холбрук
(род. 1916)

Вэнс (Vance) Джон Холбрук (род. 1916)

Вэнса называют американским писателем, работающим в жанрах «фэнтези» и научной фантастики, хотя сам Вэнс, по имеющимся сведениям, возражает против того, чтобы на него «наклеивали ярлыки». Вэнс опубликовал одиннадцать детективных повестей под своим настоящим именем (Джон Холбрук Вэнс) и три детективных повести под псевдонимом «Эллери Квин». Кроме того, он публиковал повести и рассказы под псевдонимами «Алан Уэйд», «Питер Хелд», «Джон ван Зее» и «Джей Каванс».

Джек Вэнс удостоен множества литературных наград, в том числе награды «Hugo» в 1963 за повесть «Повелители драконов» и в 1967 за повесть «Последняя цитадель», награды «Nebula» в 1966 (также за «Последнюю цитадель»), награды «Jupiter» в 1975, звания победителя всемирного конкурса сочинений в жанре «фэнтези» (World Fantasy Award) в 1984 «за выдающееся литературное наследие» и в 1990 за книгу «Мадук» из серии «Лионесс», награда «Edgar» в 1961 за лучшее первое произведение в жанре детектива (повесть «Человек в клетке») и звания «гроссмейстера» Всемирной ассоциации писателей-фантастов в 1990.

Джек Вэнс пользуется очень высокой репутацией среди критиков и коллег, причем некоторые из них считают, что произведения Вэнса выходят за рамки традиционных жанров и должны рассматриваться как многогранные работы одного из крупнейших писателей нашего времени. Пол Андерсон, например, называл Вэнса «величайшим из живых американских писателей, издающимся под маркой «научной фантастики», но не укладывающимся в тесные рамки этого определения».

Джон Холбрук Вэнс родился 28 августа 1916 в Сан-Франциско. Отец Вэнса, состоятельный юрист, разорился в годы депрессии, и Вэнсу, у которого было много братьев и других родственников, не досталось никакого наследства. Вэнс провел детство на скотоводческой ферме в долине Сан-Хоакин, в районе дельты реки Сакраменто, и с ранних лет увлекался чтением приключенческой литературы (так называемых «романов в мягких обложках»), которая приобрела популярность в 1920-х. Вэнс рано оставил учебу в средней школе и несколько лет работал на строительстве, посыльным при отеле, на консервной фабрике и на дноуглубительном снаряде. Затем он поступил в Университет штата Калифорния в Беркли, где за шесть последовавших лет получил диплом горного инженера, а также изучал физику, журналистику и английский язык. Некоторое время работал электриком в доках ВМС США в Перл-Харборе на Гавайях и даже играл в джаз-оркестре.

Закончив университет в 1942, Вэнс прошел обязательную военную службу на торговом флоте. Вопреки настойчиво распространяемой легенде, Вэнс не тонул на корабле, подорванном вражеской торпедой. Эта история, по всей видимости, была выдумана в первые годы его писательской деятельности издателем, желавшим сделать краткую биографию Вэнса более пестрой и привлекательной в глазах читателей. С тех пор хождение под парусом по открытому морю стало одним из главных увлечений писателя. Именно во время службы матросом Вэнс написал свой первый рассказ. В течение нескольких лет, уже после того, как он начал писать книги, Джеку Вэнсу приходилось зарабатывать на жизнь плотницким ремеслом.

В студенческие годы и в дальнейшем Джек Вэнс охотно участвовал в выступлениях джазовых ансамблей, играя на духовых инструментах, причем его первыми сочинениями, появившимися в печати, стали рецензии на джазовые концерты, регулярно публиковавшиеся в рубрике газеты «Дейли калифорниэн». Вэнс хорошо играет на джазовом банджо и на казу (маленьком духовом инструменте).

В 1946 Вэнс встретил Норму Ингольд и женился на ней. В 1950-х они много путешествовали по Европе, а в 1960-х провели несколько месяцев в пляжном бунгало на Таити, но главным образом жили в Окленде, в Калифорнии. Вэнс начал постоянно зарабатывать писательским трудом в конце 1940-х, в период начала так называемого «возрождения Сан-Франциско», ознаменовавшегося многочисленными экспериментами как в прозаической литературе, так и в других областях самовыражения (таких, как поэзия и архитектура). Ссылки самого Вэнса на богемную жизнь в районе залива Сан-Франциско (непосредственные в ранних детективных повестях и замаскированные в научно-фантастических новеллах) позволяют предположить, что он был хорошо знаком с этим движением, хотя не относился к числу так называемых «битников». «Пляж парусников» в богемном квартале Авенте на планете Альфанор, несомненно, вдохновлен Северным пляжем Сан-Франциско, а прототипом «безумного поэта» Наварта считается Кеннет Рексрот. В числе ближайших друзей Вэнса были Фрэнк Герберт, Пол Андерсон и другие писатели-фантасты, поселившиеся на берегах залива Сан-Франциско; некоторое время Вэнс, Герберт и Андерсон были совладельцами небольшой «дачной яхты», пришвартованной в устье реки Сакраменто.

Кроме того, Вэнса приняли в «Американскую гильдию фехтовальщиков-чародеев» (SAGA) — сплоченную группу авторов сказочных героических приключенческих романов, основанную в 1960-х.

Несмотря на то, что к старости Вэнс ослеп, он продолжает писать с помощью специализированной компьютерной программы. Его последнее сочинение — «Лурулу», причудливая повесть о скитаниях. Вэнс живет в старом доме на крутом склоне, высоко в калифорнийских холмах Окленда. Этот дом он купил еще в 1950-х, после женитьбы, и с тех пор украшал декоративными деталями, такими, как привезенный из Непала резной деревянный потолок в напоминающей деревенскую таверну столовой. Вэнс живет недалеко от фантаста Роберта Силверберга и Чарли Брауна, издателя журнала «Локус».

С тех пор, как Вэнс написал свой первый рассказ, «Измыслитель миров», который был опубликован в «летнем» номере журнала «Amazing Stories» в 1945, из-под его пера вышли больше шестидесяти книг, в тмо числе более 35 романов, 100 рассказов фантастического направления, а также более 10 детективов.

Вэнс приложил много труда, пытаясь заслужить репутацию автора детективных произведений. За двадцать лет, с 1940-х до 1960-х, он написал четырнадцать детективных новелл, которые время от время публиковались с середины 1950-х до 1980-х. Три повести были написаны и изданы в рамках серии произведений различных авторов, коллективно выступавших под псевдонимом «Эллери Квин». Материал для других трех новелл Вэнс явно почерпнул из своего многолетнего опыта путешествий (в повести «Сомнительные знакомства» нашло отражение его пребывание в итальянском городке Позитано, сюжет «Человека в клетке» основан на впечатлениях от поездки в Марокко, а «Темный океан» связан с жизнью писателя на Гавайских островах). Действие многих других рассказов и повестей Вэнса разворачивается в его родном городе, Сан-Франциско, и его окрестностях. Персонажи новелл из серии «Джо Бэйн» («Убийства в Лисьей долине», «Убийства в Тенистой роще» и неоконченная новелла, наброски которой опубликованы в полном собрании сочинений Вэнса) населяют вымышленный округ в Северной Калифорнии; эти сочинения Вэнса, главный герой которых — сельский полицейский, по своему характеру ближе всего к традиционному детективному жанру. Напротив, «Птичий остров» — вовсе не детективный роман, а сатирическая идиллия в стиле Водехауса (также перенесенная автором в окрестности Сан-Франциско), тогда как «Маска во плоти» и «Сомнительные знакомства» носят ярко выраженный характер психологической драмы. «Дом на улице Лилий» и «Негодник Рональд» посвящены эгоцентрической мании величия (та же тема становится основой развития событий в пяти книгах знаменитой фантастической серии «Князи» тьмы»). В 1961 Вэнс получает престижную в области детективных историй премию Эдгар, присуждаемую союзом детективных писателей Америки, за роман «Человек в клетке».

Гораздо большей популярностью, по сравнению с его детективными произведениями, пользуются сочинения Вэнса в сказочном приключенческом жанре «фэнтези». К их числу относится цикл рассказов и повестей под наименованием «Чародей Мазириан», написанных Вэнсом еще в годы II мировой войны, когда он служил в торговом флоте (этот цикл переиздавался в сборнике «Умирающая Земля»). В сходной манере написаны два цикла рассказов о плутовских похождениях вечного неудачника, опубликованные в сборнике «Хитроумный Кугель» (первый вышел из-под пера Вэнса примерно в 1960, а второй — на двадцать лет позже), а также три коротких повести о высокомерном чародее («Неподражаемый Риальто»), написанные в 1970-1980-х. Несмотря на их шутовской характер, события, описываемые во всех этих историях, происходят в отдаленном будущем, когда Солнце уже меркнет и грозится погаснуть. Книги из серии «Лионесс» («Сад Сульдрун», «Зеленая жемчужина» и «Мадук») преимущественно носят не столь юмористический характер. В них повествуется о раннесредневековых династических событиях и волшебных происшествиях, разворачивающихся на напоминающем Атлантиду архипелаге Старейших островов, находящихся в Армориканском заливе. Серия «Лионесс», наряду с «Властелином колец» Толкина, многими рассматривается как лучшие сказочно-героические произведения XX-го столетия.

К жанру «научной фантастики», как правило, относят многочисленные и разнообразные рассказы и повести Вэнса, издававшиеся с 1940-х (первоначально в карманном формате), в том числе его многотомные серии, в которых повествуется о населенных людьми мирах «космической эры». Лишь немногие из фантастических сочинений Вэнса не посвящены событиям ближайшего, далекого или чрезвычайно отдаленного будущего, наступившего уже после того, как человек покорил межзвездные пространства и колонизировал планеты других солнечных систем, что привело к возникновению космографической и социально-культурной ситуации, которую Вэнс, начиная с 1960-х, начинает называть «Ойкуменой». На ранней стадии этой галактической диаспоры формируется расширяющееся сообщество мало зависящих друг от друга и не вступающих в серьезные конфликты миров, для которых характерны первопроходческая приключенческая атмосфера, торговое предпринимательство и экзотические особенности. В более развитый период на давно освоенных планетах начинает преобладать зажиточный средний класс. На последнем этапе центробежные стремления приводят к тому, что исходный мир человека, Земля, становится мифическим воспоминанием или даже предается забвению.


Корея Северная, 1980, Фрагменты иллюстраций

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня