Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Костомаров Николай Иванович
(1817—1885)

Костомаров Николай Иванович (1817—1885)

Украинский и русский историк, этнограф, писатель, критик. Родился в семье русского помещика, мать — крепостная украинская крестьянка. Окончил Харьковский университет (1837). Общественно-политические и исторические взгляды К. формировались под влиянием И. И. Срезневского, Д. Н. Бантыш-Каменского, Н. А. Марковича и др. В 1841 подготовил магистерскую диссертацию «О причинах и характере унии в Западной России», которая была запрещена и уничтожена за отход от официальной трактовки проблемы. В 1844 защитил диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии». С 1846 профессор Киевского университета по кафедре истории. Один из организаторов (вместе с Тарасом Шевченко) тайного Кирилло-Мефодиевского общества и авторов его устава и программы. В обществе К. занимал правые позиции. В 1847 общество было разгромлено; Костомаров арестован и после годичного заключения сослан в Саратов. До 1857 служил в Саратовском статистическом комитете. В Саратове Костомаров познакомился с Николаем Чернышевским.

В 1859—1862 профессор русской истории Петербургского университета. Арест, ссылка, работы по истории народных движений («Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России», 1857; «Бунт Стеньки Разина», 1858) создали Костомарову широкую известность. Костомаров был одним из организаторов и сотрудников украинского журнала «Основа» (1861—1862), выходившего на русском и украинском языках. Александр Герцен, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов поддерживали Костомарова по вопросам, касающимся прав украинского народа на развитие своей культуры, его борьбы с польскими дворянско-буржуазными шовинистами; вместе с тем критиковали Костомарова за либеральную ограниченность и его религиозный мистицизм.

В 1862 Костомаров отказался поддержать протест против ссылки проф. П. В. Павлова, что возмутило передовых студентов, и он вынужден был уйти из университета. Произошёл разрыв и с Чернышевским и более тесное сближение Костомарова с либеральными националистическими кругами. Важнейшие вопросы русской и украинской истории К. толковал с позиций буржуазной историографии. Его теория «двух начал» — вечевого и единодержавного — идеализировала прошлое украинского народа. Идея об исключительных особенностях Украины, о её «бесклассовости» и «безбуржуазности» обусловила обращение Костомарова к этнографическому материалу как основному, по его мнению, для раскрытия истории народа. Однако понимание Костомаровым истории народа было ненаучным: он не касался её экономических сторон.

Выступал как поэт-романтик (сборники «Украинские баллады», 1839, «Ветка», 1840). Повести Костомарова «Сорок лет» (1840), «Сын» (1865), «Холоп» (1878), «Черниговка» (1881) написаны на русском языке. Костомаров — один из первых украинских литературных критиков.

В украинскую литературу Костомаров вошел как представитель так называемого молодого поколения романтиков, явившихся на смену первым зачинателям новой украинской литературы и внесших новые мотивы, сюжеты и литературные влияния в украинскую литературу. Панславистские настроения, подкрепленные личной близостью со славянофилами, определили специфические «общеславянские» мотивы и настроения в поэтическом творчестве Костомарова. Среди поэтического наследства Костомарова выделяются две его драмы: «Савва Чалый» и «Переяславская ночь», опыты пересадки на украинскую почву жанра романтической драмы. Следует отметить также переводы и «перепевы» Костомарова из Байрона, из чешских романтиков.


Украина, 1992, Николай Костомаров

Украина, 2006, Кирилло-Мефодиевское братство

Украина, 2007, Николай Костомаров

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня