Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Павлов Федор Павлович
(1892—1931)

Павлов Федор Павлович (1892—1931)

Чувашский писатель, драматург и композитор. Родился в селе Богатырево Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильского района Чувашской Республики). Любовь к музыке, песне и хоровому пению пробудились в нем очень рано. Его привлекали чувашские народные песни. Впоследствии они были использованы Федором в его творчестве.

После окончания начальной школы он учился в Икковской двухклассной школе. В 1907 он поступил в Симбирскую чувашскую школу, где прослушал курс элементарной теории музыки, посещал занятия по сольфеджио и скрипичной игре, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре. После окончания школы он работал учителем сельской школы. Но вскоре его отозвали обратно для преподавания музыки и пения. Он стал одним из близких друзей К. В. Иванова – зачинателя чувашской литературы. Годы работы в Симбирске можно считать началом композиторской деятельности Павлова. Продолжая записывать чувашские народные песни, он начал их обрабатывать. Появляются и первые сочинения в области инструментальной и вокально-симфонической музыки — «Чук» и «Вăйă».

С июля 1917 он начал работать в селе Акулево в должности судьи, где организовал добровольную передвижную труппу. Эта труппа, состоявшая главным образом из учителей Акулевской волости, в течение ряда лет устраивала для населения спектакли, концерты, вечера отдыха. Сам Павлов продолжал работу по записи народных песен, обрабатывая их для многоголосного хора.

Павлов начал свою литературную деятельность как беллетрист (на русском языке) еще до революции. В годы гражданской войны он определился как советский драматург.

Его комедия «На суде» (1917), построенная на материале бытовых конфликтов в крестьянской семье, своим острием направлена против косной отсталости чувашской деревни. Это произведение нравоучительного характера в просветительском духе. В развертывании действий Павлов не вышел за пределы семейно-бытовых рамок и не раскрыл социальной причины невежества, дикости, фанатизма.

Более значительна в художественном отношении драма Павлова «В деревне», в которой изображается тяжелое, все более ухудшающееся социально-экономическое положение чувашского мелкого крестьянства при царизме, становящееся катастрофичным в годы империалистической войны. В этом произведении дан ряд образов кулаков и бедняков. Однако писатель не пошел дальше одностороннего показа фактов, освещаемых им под углом зрения либерального народничества. Беднота в его изображении крайне инертна и пассивна, не способна к борьбе против царизма.

Его первые стихи (сборник «Памятник моей юности») были написаны в духе и манере лирики, далекой от актуальных вопросов современности.

В 1918—1920 Федор Павлов учительствовал и выполнял ряд разных должностей в аппарате органов народного образования. После образования Чувашской автономной области он переехал в Чебоксары и работал в областном отделе народного образования, в музыкальной школе и Чебоксарском центральном педагогическом техникуме, где организовал чувашский хор, положивший начало Чувашскому государственному хору.

В начале 1920-х Павлов написал свои первые музыкально-теоретические и научно-теоретические работы – «Речитативы в чувашской народной музыке», «Хитре» В 1922 вышло в свет его третье драматическое произведение – драма «Ялта».

Результатом музыкально-педагогической работы Федора Павлова стали его многочисленные гармонизации и обработки народных песен. Эти песни были опубликованы в его сборнике под названием «Сăрнай» (1924). Продолжая работать в Чувашском государственном хоре и музыкальной школе (преобразованной в 1929 в техникум), он собирал материалы по чувашской музыке, записывал и обрабатывал народные и создает оригинальные песни.

С глубоким уважение относился Павлов к русской культуре и искусству. Непреходящую ценность русской литературы и музыки для чувашской национальной культуры он усматривал в том, что они являются великими образцами «художественного освоения мира». В последние годы творчества Павлов создал новые песни о колхозной жизни, о молодежи, о Красной Армии: «Дружно вперед пойдем», «Колхозная песня», «Посиделочная», «Песня молодежи», «Песня новобранцев». К песням этнографического характера, отображающим различные моменты из быта чуваш, следует отнести «Олту», «Сарень», «Молодежная», «Тютель», «Свадебная». Но основное его творчество – народные песни. Он подбирал песни с большим вкусом, обращая, прежде всего внимание на выразительность и богатство методики. Трудно переоценить то, что сделано Федором Павловым в области развития чувашской эстетической мысли. В основе понимания им природы искусства лежит традиционная эстетическая концепция чувашского народа, материалистически утверждающая идеал прекрасного как выражение самой жизни.

В 1930 Федор Павлов поступил учиться в Ленинградскую государственную консерваторию. Но тяжелая болезнь окончательно подорвала его пошатнувшееся здоровье, и 2 июня 1931, в расцвете творческих сил, он умер.

Несмотря на короткую жизнь, Павлов оставил богатое наследие: большое количество песен для хора, для голоса, «Сăрнай и Палнай» — балетная фантазия для симфонического оркестра, идейно-тематическая основа которой – сопоставление хмурой действительности дореволюционной Чувашии с празднично-приподнятым ощущением свободного национального бытия народа в советское время. Кроме того, им записано около 300 народных песен. Издано 5 сборников его песен. Павлов выступал и как музыкальный критик. До нас дошло около двадцати его работ о чувашской музыке — историографических очерков, библиографических указателей, теоретических статей и рецензий по истории чувашского музыкального искусства, описаний, распространенных среди чувашей музыкальных инструментов.


Россия, 1992, Федор Павлов

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня