Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Южин (псевдоним; настоящая фамилия — Сумбатов) Александр Иванович
(1857—1927)

Южин (псевдоним; настоящая фамилия — Сумбатов) Александр Иванович (1857—1927)

Русский актер, драматург, театральный деятель. Создатель разноплановых образов от героико-романтических до характерно-комедийных. Почетный академик, народный артист Республики (1922).

Родился в селе Кукуевка Тульской губернии в семье грузинского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Еще будучи гимназистом, с успехом участвовал в любительских спектаклях. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Впервые выступил на профессиональной сцене под псевдонимом Сольцев в 1876 в Летнем театре Тифлиса. В Петербурге играл на клубных сценах 1878—1879. После удачного дебюта в театре А.Бренко в 1881, принят на сцену Малого театра в 1882, где и прослужил до конца жизни.

С начала сценической деятельности проявил себя как яркий артист героико-романтического плана, в большинстве ролей став незаменимым партнером Марии Ермоловой. В 1880—1890 его лучшие роли были сыграны в пьесах романтиков Шиллера (Дюнуа, Мортимер, Дон Карлос в «Орлеанской деве», «Марии Стюарт» и «Доне Карлосе») и Гюго (Карл и Рюи Блаз в «Эрнани» и «Рюи Блаз»). В страстной, приподнято-театральной игре Южина современники улавливали героические мотивы, столь привлекающие либерально настроенную молодежь. Лучшей ролью романтического репертуара у Южина была роль Карла V из «Эрнани». В этой, и в других ролях подобного плана ему удавались монологи, т. к. он владел искусством сценической декламации. Тщательной работе подвергал зрительную сторону создаваемого образа — продуманным и отточенным жестам, выразительным позам. Был убежден, что в героико-романтическом репертуаре естественные интонации и движения будут звучать фальшиво и натянуто. В ролях его романтического репертуара лучшими также признаны Уриэль Акоста и Эгмонт из одноименных произведений Гуцкова и Гете, сыгранные в 1883—1888.

Однако в ролях комедийных следовал противоположному принципу - жизненной убедительности и правды, создавал разнообразные человеческие характеры, пользуясь средствами внутреннего и внешнего перевоплощения. Около двадцати ролей сыграно им в «пьесах жизни» Александра Островского, составивших отдельное направление в его творчестве.

Мастером художественной правды и простоты он был в ролях Репетилова и Фамусова, сыгранных в 1910-1920-х. Любимым амплуа Южина в комедии было амплуа «фата-резонера».

Прославленными ролями Южина в высокой комедии были Фигаро («Женитьба Фигаро» Бомарше). В комедийных ролях проявлялись такие его качества, как тонкость психологического рисунка, органичность поведения на сцене, фантазия, ирония, юмор (с особым блеском были сыграны роли Болинброка и Монришара в пьесах «Стакан воды» и «Дамская война» Скриба).

Особое место в творчестве занимал Шекспир. Хотя, эти роли не были столь успешными, но работа над шекспировскими образами расширяла возможности романтического артиста, существенно углубляла его творчество. В процессе подготовки к шекспировским ролям погружался в изучение материалов о Шекспире, тщательно относился к различиям в разных переводах. Ему удавалось воплощение трагически-монументальных шекспировских образов, таких как Макбет, Ричард III, Кориолан в одноименных пьесах Шекспира, а также Шейлок в «Венецианском купце». Однако в шекспировском репертуаре ему не хватало художественной простоты, психологической детализации. Создавая величественные образы людей огромной воли, ума и силы духа, он словно отказывал им в человечности, подчеркивая в основном обобщенные монументальные черты.

Плодотворной была работа над современными образами. В начале творческого пути ему приходилось преображать всевозможных безликих любовников из пьес Крылова, Невежина, Шпажинского, составляющих тогдашний театральный репертуар, в яркие, запоминающиеся характеры, полные жизненных наблюдений, психологизма и точных социальных характеристик. Южин проявил здесь способность к типическому обобщению, а также глубокому проникновению во внутренний мир современного человека. Как в теории, так и на практике он отрицал дегероизацию в искусстве. Отстаивал свою художественную концепцию, свою тему сильной личности, создавая или героические благородные образы или раскрывая трагедию одинокого индивидуализма.

Собственный драматургический опыт, возник, по всей вероятности, в связи с его неудовлетворенностью качеством современного репертуара. Начиная с 1877 (пьеса «Права жизни») пишет немало пьес, проникнутых либеральными идеями, в которых герои отстаивают свое человеческое достоинство, вступая в борьбу с обывательским окружением. Эти пьесы характеризует сценичность, театральные эффекты, хорошо сделанные роли («Листья шелестят», 1881; «Соколы и вороны», совместно с Немировичем-Данченко, 1885; «Арказановы», 1986; «Цепи», 1888). С конца 1890-х им написано несколько комедий, остроумно освещающих вырождающуюся барскую жизнь и жизнь крупной буржуазии и бюрократии («Джентльмен», 1897; «Закат», 1899; «Невод», 1905). Отдельно в его творчестве стоит тема покорения Кавказа («Старый закал», 1895; «Измена», 1903), в которой он сыграл роль Отар-бега. Морально-этическим проблемам посвящена его пьеса «Ночной туман» (1916). Другие пьесы: «Муж знаменитости» (1884), «Вожди» (1909).

Отдельного внимания заслуживают его теоретические взгляды, основанные на собственной сценической практике и отраженные в его литературном наследии. Искусство сцены, по его мнению, должно всегда служить общественным задачам, высокому нравственному идеалу добра и красоты, утверждать гражданственность, воспевать все лучшее в человеке средствами художественных образов. И главное значение в театре имеет личность актера, его мастерство. Выступая против новаций режиссуры, натурализма и символизма, Южин защищает гуманистические традиции Малого театра, его романтических и реалистических устремлений.

С 1909, благодаря своим организаторским способностям, становится во главе управления Малого театра, сначала управляющим труппой, с 1918 — председателем Совета, а с 1919 — председателем дирекции. С 1923 — директор Малого театра, с1926 — почетный директор. После революции принимал активное участие в работе ТЕО (театрального отдела Наркомпроса) и других театральных организаций.

Умер 17 сентября 1927 в Ницце (похоронен в Москве).

Екатерина Юдина


Россия, 2007, Александр Южин

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня