Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Теккерей (Thackeray) Уильям Мейкпис
(1811—1864)

Теккерей (Thackeray) Уильям Мейкпис (1811—1864)

Английский писатель. Крупнейший представитель «блестящей плеяды» английских романистов XIX века. Родился в 1811 году в семье богатого колониального чиновника. В 1829—1830 учился в Кембриджском университете; много путешествовал. Работал журналистом (в том числе в журнале «Панч»), талантливый художник-карикатурист.

Среди лучших произведений Теккерея — «Записки Желтоплюша» (1840), повесть «Кэтрин» (1840), цикл пародий «Романы знаменитостей» (1847), романы «Книга снобов» (1847), «Ярмарка тщеславия» (1848), «Пенденнис» (1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1855), «Виргинцы» (1857). Замечательными образцами английской прозы являются литературно-критические очерки Теккерея («Английские юмористы XVIII века», 1853), его письма.

Теккерей создал новый тип сатирико-юмористического романа, в котором, опираясь на традиции европейской литературы, соединил путём особых «игровых» приёмов жизнеподобные формы отражения действительности с целой системой художественных условностей, восходящих к народному искусству (мотивы мифологические, сказочные, басенные, из английской «рождественской пантомимы»), тем самым значительно расширив возможности социальной сатиры, углубив реализм изображения. Гротескно-сатирические образы Теккерея (Желтоплюш, Барри Линдон, Бекки Шарп, маркиз Стайн, Барнс Ньюком), раскрывающие глубину отчуждения человека в классовом обществе, выступают как социально обусловленные и одновременно «вечные» типы. Особое внимание он уделял разработке образа автора-рассказчика, выступающего под масками-псевдонимами (Айки Соломоне, Микель Анджело Титмарш, Пендиннис).

Теккерей — автор нескольких сказок. Теккерей, отвергая назидательность и высмеивая педагогическую напыщенность, которой проникнуты произведения второстепенных и третьестепенных сочинителей, создавал в определенном смысле «антисказки», разрушающие сложившиеся каноны, переиначивая привычные сюжетные схемы. Материал при этом использовался и заимствованный – например, сказка «Султан Аист» (1842), ироническая вариация по мотивам сказки Гауфа, и вполне оригинальный – сказка «Кольцо и роза» (1855). Это забавное смешение чудесного и реального, быта и мечты, морали и насмешки. Упоминания о газетах и дилижансах, о Тауэре, о Ньюгейтской тюрьме создают впечатление, что перед нами не сказочные герои, а простые английские обыватели, современники Теккерея, которые вздумали, импровизируя, разыграть сказочную пьеску, «нечаянно» привнося в нее свой привычный быт, выражая в ней свой характер и свои взгляды. Элемент игры, подчеркнутая театральность и двуплановость заставляют вспомнить сказки Гоцци и Шварца. Писатель умер в 1864 году.


Мальта, 1990, Уильям Теккерей

Румыния, 1963, Уильям Теккерей

Румыния, 1963, Уильям Теккерей

Румыния, 1963, Уильям Теккерей

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня