Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Жид (Gide) Андре
(1869–1951)

Жид (Gide) Андре(1869–1951)

Французский прозаик и драматург, автор знаменитых «Дневников» (1947–1951) и литературный критик, известный ниспровержением литературных традиций и установлений.

Родился 22 ноября 1869 в Париже, умер там же 19 февраля 1951. Его интерес к сфере нетрадиционного объясняли душевной смутой, развившейся из потребности оправдать свой гомосексуализм. Пуританское воспитание, которое он получил от матери-протестантки, усилило его ощущение своей непохожести на других.

Первая книга двадцатидвухлетнего писателя, «Тетради Андре Вальтера» (1891), восславила страстное томление по горним сферам и выразила его метания между идеалом и плотью, равно как между Новым Заветом и наукой. В том же году Жид выпустил «Трактат о Нарциссе», который знаменовал его приобщение к символизму под влиянием Валери. Спустя два года, в книге «Путешествие Уриана» (1893), Жид сделал попытку перейти от бесплодных грез к реальности. Подозрение на туберкулез вынудило его дважды побывать в Северной Африке.

В «Яствах земных» (1897) восславляется земная жизнь с ее радостями. В «Плохо скованном Прометее» (1899) совершается переход от пассивного наслаждения к «бесцельному действию», что на практике означает прорыв в непредсказуемое. Роман «Имморалист» (1902) предупреждает о безумных последствиях «бесцельных действий». Если некоторым оправданием жестокости здесь служит тема Прометея, то в пьесе «Саул» (1902) пренебрежение моральными нормами безоговорочно осуждается.

В повести «Возвращение блудного сына» (1907) Жид выразил потребность молодых людей вырваться из-под опеки семьи. Вместе с тем отказ от любви может произойти от чрезмерной приверженности религии, равно как и от желания свободы. В «Тесных вратах» (1909), тематически близких «Имморалисту», Жид описывает историю женщины, сугубо пуританское воспитание которой (как в случае с юной женой самого Жида) враждебно счастью в той же мере, что и потакание инстинктивным движениям души.

В «Вирсавии» (1912) вновь разрабатывается тема безудержной страсти как источника зла, тогда как нравственный урок лучшей пьесы Жида «Эдип» (1931) состоит в том, что, избавившись от норм религии и обычая, люди должны духовно развиться настолько, чтобы уметь отвечать за свои поступки.

В «Воспоминаниях о суде присяжных» (1914) высказывается убежденность в том, что обществу необходима защита от антиобщественных деяний. В книге «Подземелья Ватикана» (1914) проводится мысль о том, что чувство вседозволенности следует направлять в русло сотрудничества и созидания, а не преступления.

В романе «Фальшивомонетчики» (1926), вершине творчества Жида, осмыслению жизненных проблем сопутствуют рассуждения о природе романного жанра. Используя форму писательского рабочего дневника, побуждая читателя к сотворчеству, Жид предлагает решать заявленные проблемы открытым обсуждением, как это происходит в науке, не полагаясь на обычаи и уложения с их на все готовыми ответами. Неспособность людей ясно и искренне сознавать свои проблемы, их слепота в отношении собственного блага в глазах автора настолько противоестественны, что оправдывают появление в книге дьявола. При этом писатель был глубоко убежден в зыбкости добра и зла, и демон иррационального в «Фальшивомонетчиках» предстает ангелом. В полном согласии с идеями Достоевского Жид считает, что побуждению следует доверяться как в дурном, так и в хорошем. Герой романа Бернар олицетворяет собой надежду на то, что своеволие способно перерасти в чувство ответственности и уважения к другим.

В «Новых яствах» (1935) объявляется поворот к счастью других, отказ от самодовольного счастья «Яств земных» 1897 года. Общественное мировоззрение Жида достигает своей зрелости в книге «Возвращение из СССР» (1936). Шквал последовавших критических откликов вызвал «Дополнения к моему Возвращению из СССР» (1937), где Жид занял антисоветскую позицию. В «Тесее» (1946) разрыв с прошлым вновь сулит прогресс – при том условии, что дух дерзания исполнен сознания принадлежности к обществу.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1947, Жид использовал в своем творчестве все достижения предшествующей французской словесности. Как литературный критик он был одним из основателей и душой влиятельного журнала «Нувель Ревю Франсез» (начал издаваться в 1909). Практически все его сочинения носят автобиографический характер. В «Эссе о Монтене» (1929) Жид разделяет мысль Монтеня о том, что подлинным знанием он обладает лишь о самом себе и что самопознание может представлять всеобщий интерес, ибо каждому суждено усвоить общечеловеческий удел.


Кот-д'Ивуар, 1978, Анре Жид

Люксембург, 2001, Андре Жид

Палау, 2001, Андре Жид

Парагвай, 1977, Медаль Нобелевской премии по литературе

Франция, 1969, Андре Жид

Франция, 1969.05.17, Париж. Андре Жид

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня