Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Фрагменты Российской истории / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Основание Санкт-Петербурга

Основание Санкт-Петербурга

16 (27) мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией, была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх, так же стал называться и город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. Первоначальное Sankt-Piter-Burch было имитацией голландского произношения Sint-Petersburg, так как Пётр жил и учился некоторое время в Нидерландах. В 1720-е название Санкт-Питер-Бурх изменилось на Санкт-Петербург (близкое к немецкому Sankt Petersburg). Кроме официального названия в народе появляется также сокращённое, на русский манер «Питер-град» или просто «Питер».

Поскольку город начал строиться, когда еще продолжалась Северная война (1700—1721), первой и главной постройкой в нём стала крепость («фортеция»). Она была заложена на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города. Существует распространенная легенда, что первый камень Петропавловской крепости был заложен царем Петром собственноручно и что во время этого события в воздухе был замечен орел. Но данные утверждения не подтверждаются однозначно источниками: орлы не водятся в этой местности, а царь наиболее вероятно находился в это время в Лодейном поле, где строились корабли для будущего Балтийского флота.

До закладки Петропавловской крепости на территории современного города располагались, например, такие поселения, как Автово, Купчино, Стрельна и Ниеншанц. Последняя находилась при впадении в Неву реки Охты и была (по правому берегу Невы) окружена посадом — поселениями людей, обслуживавших нужды крепости.

Строительство основных городских построек шло за пределами крепости по берегам реки, для чего осушались расположенные в дельте Невы болота. Работами по строительству нового города руководили приглашенные Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.

Одним из важнейших событий в жизни молодого города стало прибытие первого торгового корабля: в ноябре 1703 голландский торговый корабль пришвартовался в Петербурге. Шкиперу (капитану корабля) было вручено 500 золотых, также было обещано, что второй пришедший кораль получит 300 золотых, а третий — 150.

Наибольшие проблемы в Петербурге возникали из-за наводнений. Например, в ночь на 5 октября 1705 вода затопила даже более высокий левый берег, замочила припасы, сложенные на адмиралтейском дворе, и разрушила не один дом.

Существует распространенная легенда о том, что якобы при строительстве города широко использовался труд крепостных, и что большое количество подневольных строителей города погибло. В большинстве своем эти выводы базировались на свидетельствах иностранцев, мало владевших реальной ситуацией и вероятно не питавших особых симпатий к России и ее царю-реформатору. Однако сторонники этой версии упускают из вида одно обстоятельство — столь массовая гибель людей — от 30 000 по скромным оценкам до 100 000 по нескромным — не могла пройти бесследно. В 1950-х археолог А. Д. Грач провел систематические раскопки с целью обнаружить места массового захоронения «жертв царизма», однако вместо братских могил он обнаружил огромные выгребные ямы, в которые закапывались пищевые отходы — кости скотины, которая пошла на пропитание строителей новой столицы. Выяснилось, что город строился отнюдь не крепостными, а вольнонаемными работниками, и работы велись преимущественно «вахтовым методом» — от трех до пяти месяцев в году, после чего артели уходили зимовать дома, так что если кого и хоронили, то уже наверное на своих кладбищах. По всей видимости, в реальности самой массовой была гибель строителей на строительстве не самого Петербурга, а Ораниенбаума, где за один из сезонов действительно погибло несколько сот человек. Но их гибель была вызвана распространившейся эпидемией и еще вероятно тем, что строительство там велось Меншиковым, так сказать, частным порядком и без надлежащего государственного контроля.

В 1712 столица Российской империи была перенесена из Москвы в Петербург, хотя никаких приказов о переносе столице царь не отдавал, просто в 1712 в Петербург переместились все официальные учреждения и царский двор. Это уникальный в мировой истории казус, когда столица одного государства (России) на протяжении девяти лет находилась формально на территории другого государства (Швеции). Город официально оставался столицей до 1918, лишь на время царствования Петра II столица была временно возвращена в Москву. По сей день Санкт-Петербург часто неофициально называют северной столицей.


Гайана, 2004, «Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание»

Гайана, 2004, «Сатир и вакханка»

Гайана, 2004, «Прощание Абеляра и Элоизы»

Гайана, 2004, «Пастушеская сцена»

Гайана, 2004, Картины из коллекции Эрмитажа

Гайана, 2004, «Аллегория добродетельной жизни»

Гайана, 2004, «Статуя Цереры»

Гамбия, 2004, Картины из коллекции Эрмитажа

Гамбия, 2004, «Семейный портрет»

Гана, 2004, «Анна Австрийская в образе Минервы»

Гана, 2004, «Сладострастие»

Гана, 2004, «Аллегория веры»

Гана, 2004, Картины из коллекции Эрмитажа

Гана, 2004, «Амур развязывает пояс Венеры»

Гана, 2004, «Персей и Андромеда»

Гвинея, 2007, Сокровища Эрмитажа

Гвинея, 2007, Зевающий сеннин

Гвинея, 2007, Портрет графа Гурьева

Гвинея, 2007, Голова монаха

Гренада, 2003, «У хироманта»

Гренада, 2003, «Посещение бабушки»

Гренада, 2003, «Музыканты»

Гренада, 2003, «Девушка утром»

Гренада, 2003, Шедевры Эрмитажа

Гренада, 2003, Лютнист

Гренада, 2003, «Балованное дитя»

Мальдивские острова, 2004, Поцелуй украдкой

Мальдивские острова, 2004, Автопортрет Ван Дейка

Мальдивские острова, 2004, Автопортрет Михаэля Свертса

Мальдивские острова, 2004, Портрет Анны Далькит

Мальдивские острова, 2004, Портрет Анны Керк

Мальдивские острова, 2004, Картины из Эрмитажа

Мальдивские острова, 2004, Сцена из трагедии Корнеля

Микронезия, 2004, Молодая женщина в театральном костюме

Микронезия, 2004, Портрет миссис Гриер

Микронезия, 2004, Николай Юсупов

Микронезия, 2004, Ричард Шеридан

Микронезия, 2004, Испанское чтение

Украина, 1999, Павел Полуботок

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня